
испанский композитор
Испанский танец № 5
Исполняет: Э. Гранадос (фортепиано)
Энрике Гранадос (полное имя Панталеон Энрике Костансо Гранадос-и-Кампинья) – испанский композитор и пианист, один из наиболее заметных деятелей испанской музыкальной культуры конца 19-го – начала 20-го веков. Игре на фортепиано он учился с детства, изучал теорию музыки. Э.Гранадоса интересовал испанский музыкальный фольклор, который оказал впоследствии большое влияние на его творчество. Посещая Парижскую консерваторию по классу композиции, начал выступать как пианист. В 1890 г. состоялся первый сольный концерт Э.Гранадоса в театре Барселоны. Он заявил о себе и как композитор, включив в программу своих выступлений испанские танцы собственного сочинения. Концерты Э.Гранадоса имели большой успех, музыкальные критики отмечали, что «Гранадос-пианист соединял в своем исполнении мягкий и певучий звук с блестящей техникой». Позднее Гранадос-композитор написал оперу «Мария дель Кармен» на испанский сюжет, проникнутую национальным духом. Это обусловило восторженный прием публики, членов королевской семьи и лично короля Альфонса XIII. На рубеже веков Э.Гранадос продолжал концертную карьеру, выступая с музыкантами Ж.Тибо, К.Сен-Сансом, П.Казальсом, приобрел известность за пределами Испании. Самым популярным сочинением Э.Гранадоса считают сюиту «Гойески», написанную под впечатлением картин Франсиско Гойи. Позднее в том же духе композитор написал оперу. Премьера состоялась в 1916 г. в Нью-Йорке, затем Э.Гранадос, по приглашению президента США Т.Вудро Вильсона, выступил в Белом доме как пианист. Возвращаясь на родину, Э.Гранадос трагически погиб – в проливе Ла-Манш судно было потоплено немецкой подводной лодкой. Музыка Э.Гранадоса включает в себя камерно-инструментальные, оркестровые сочинения, вокальные циклы и др. Наиболее ценной частью творческого наследия Э.Гранадоса считаются его фортепианные сочинения, в том числе испанские танцы, в которых органично сочетаются элементы национальной музыки с современными приемами композиции. Музыка Э.Гранадоса самобытна, проникнута обаянием и теплотой. К.Дебюсси писал: «Я не ошибусь, если скажу, что, слушая Гранадоса, словно видишь давно знакомое и любимое лицо». Многие произведения Э.Гранадоса найдены и исполнены спустя много лет после его смерти, а некоторые рукописи утеряны. К счастью, в начале 1900 гг. Э.Гранадос сделал запись нескольких своих произведений в собственном исполнении.