
норвежский композитор
«Лирические пьесы», фортепианный цикл, ор. 43
№ 1 «Бабочка»
Исполняет: Э.Григ (фортепиано)
Эдвард Григ – крупнейший норвежский композитор, пианист, дирижер. Э.Григ писал музыку с детства, продолжал это делать и учась в Лейпцигской консерватории. Позднее жил и работал в Копенгагене как дирижер, пианист, исполнял свои произведения. Творчество Э.Грига формировалось под влиянием норвежской народной культуры, народных мотивов. Композитор писал: «…Я понял величие норвежского народного творчества и собственное мое призвание и натуру». В одном из писем композитор признается: «…С идеальной точки зрения, я не хотел бы принадлежать ни к одной другой нации на свете. Я чувствую, что чем старше я становлюсь, тем более люблю Норвегию». До конца жизни он совершал концертные поездки в европейские страны. Среди самых известных произведений Э.Грига, популярных во всем мире поныне – сюиты из музыки к драме Г.Ибсена «Пер Гюнт», концерт для фортепиано с оркестром, скрипичные сонаты. Большое внимание Э.Григ уделял романсам и песням, их опубликовано более 600, некоторые уже после его смерти. Жена композитора, Нина Григ, обладала прекрасным голосом, так что их связывало еще и творческое содружество. К вершинам музыки второй половины 19-го века относятся «Лирические пьесы» для фортепиано, которые составляют 10 сборников. Здесь и зарисовки северных пейзажей («Весной», «На родине», «Колокола» и др.), жанровые пьесы («Колыбельная», «Ручеек», «Бабочка» и др.), фантастические пьесы («Кобольд», «Шествие гномов»…), норвежские народные танцы, собственно лирические пьесы («Мелодия», «Элегия» и др.). В «Лирических пьесах» Э.Григ воплотил впечатления от поэтических образов природы, народной фантастики, народного быта. Индивидуальный стиль музыки Э.Грига обусловлен его глубокой связью с норвежской народной музыкой. В Лейпциге в 1888 г. он познакомился с П.И.Чайковским, который писал о Э.Григе: «В его музыке, проникнутой чарующей меланхолией, отражающей в себе красоты норвежской природы, (…) есть что-то нам близкое, родное, немедленно находящее в нашем сердце горячий сочувственный отклик». И еще: «Слушая Грига, мы инстинктивно сознаем, что музыку эту писал человек, движимый неотразимым влечением посредством звуков излить наплыв ощущений и настроений глубоко поэтической натуры».