
советский и российский композитор
Концерт № 2 до мажор для фортепиано с оркестром, соч. 21
Часть 3. Рондо
Исполняют: Т.Н. Хренников (фортепиано) и Государственный симфонический оркестр СССР под управлением Е.Ф. Светланова
Тихон Николаевич Хренников – один из крупнейших советских композиторов, прожил долгую, длиною почти три четверти века, яркую творческую жизнь. Еще будучи студентом консерватории участвовал в 1933 г. в радиопрограмме для Америки, играл свой первый фортепианный концерт, впечатливший слушателей. Первая симфония, законченная в 1935 г., прозвучала в Большом зале Московской консерватории, а затем с большим успехом исполнялась за рубежом, в том числе в США. После этой премьеры написана была музыка к спектаклю Театра им. Вахтангова «Много шума из ничего». На премьере (1936 г.) присутствовал знаменитый писатель Л.Фейхтвангер, восторгавшийся музыкой и описавший премьеру в своей книге «Москва 1937 г.». Творческая карьера Т.Н.Хренникова продолжалась успешно, творчество его многогранно: написано 8 опер, 5 балетов, 3 симфонии, инструментальные концерты, музыка к 30 кинофильмам (в том числе к популярнейшим кинолентам «В шесть часов вечера после войны», «Свинарка и пастух», «Гусарская баллада», «Поезд идет на Восток» и др.), камерная, вокальная музыка и прочее. Музыка Т.Н.Хренникова популярна уже потому, что она отражает судьбы поколений, актуальные стороны жизни. Композитор говорил: «Очень важно запечатлеть свежие звуковые приметы нашего удивительного времени, подметить и передать в звуках все то новое, что рождается в жизни нашего народа. Тогда музыка не будет мертворожденной!». А вот слова В.И.Немировича-Данченко: «Тихон Хренников обладает свежестью мелодического дара, его музыка проникнута непосредственной простотой и выразительностью». Действительно, сочинениям Т.Н.Хренникова присущи высокое композиторское мастерство, эмоциональность, неиссякаемая мелодическая фантазия, дух оптимизма и молодости. Всю жизнь он был верен своим идеалам в жизни и искусстве, писал: «Я считаю, что во все времена любители музыки ожидали от композиторов произведений, в которых простота, эмоциональная яркость, взволнованность сочетались бы с глубиной видения явлений жизни… Не знаю, не представляю себе большего счастья, чем быть услышанным и понятым своим народом. Быть человеком своей эпохи, отображать ее ярко, глубоко, доходчиво, достойно великих свершений народа – вот что считаю я главным в творчестве художника». Временем творческого расцвета композитора Т.Н.Хренникова были 1970-е годы. Т.Н.Хренников был блестящим пианистом, лучшим интерпретатором своих фортепианных произведений. Второй фортепианный концерт Т.Н.Хренникова, созданный в 1971 г., был встречен публикой и критикой восторженно (первое исполнение 1972 г.). Один из критиков писал: «Щедра и богата фантазия композитора. Музыка Второго концерта блещет, сверкает… Ничего лишнего. Предельный лаконизм, концентрация изложения. Ювелирная отделка деталей. И… блестящая, виртуозно-эффектная и образно точная сольная партия фортепиано».